Plavni Barta

Церковь

Из всех построек, что сегодня возвышаются в селе, пожалуй, самую интересную историю имеет церковь. Во-первых, вызывает удивление, насколько хорошо было выбрано место для постройки этого храма. Более чем сто лет тому назад, когда была построена церковь, село было в несколько раз меньше, но люди с точностью предсказали, как село будет расширяться, таким образом, церковь всегда была и остается в центре села на центральной улице. Неважно, в каком направлении идти по улице, доходя до центра села, путешественник видит церковь непосредственно перед собой. Среди данных, относящихся к церквям в Бессарабии, где перечислены и церкви Измаильского уезда, вот, что написано о церкви нашего села: «Барта, церковь покровителя святого Архангела Михаила, построенная в 1883 году из кирпича. Имеет 679 румынских прихожан, есть дом для священника, 18 га. пахотной земли для использования священнослужителями. Приходской священник Александр Кеся, родился 14 Ноября 1905; выпускник 8 классного теологического семинара. Назначен священником 1 октября 1929 года под управлением нынешнего прихода. Певчий Иван Постолаки, родился 15 Октября 1894 года, выпускник школы певцов, назван певцом 15 марта 1920 года.» Не уточняется, если в 1883 году Плавнинская церковь была открыта, или тогда только был поставлен фундамент, однако, как правило, при написании о годе постройки каких-либо церквей – имеется в виду год ее освящения. Когда началось строительство церкви, в Плавни жил богатый человек, которого люди звали "дед Патараки". Он жил на набережной улице, в центре села. Греческие мастера, которые были приглашены строить церковь, начали заливать фундамент для гораздо меньшей церкви, чем нынешняя. Однажды дед Патараки пришел посмотреть, как продвигается постройка церкви. Судя по фундаменту, ему показалось, что церковь будет слишком маленькой, и он спросил строителей, почему они не строят церковь по больше. "Мы строим ее по имеющимся средствам" – ответили они. Тогда дед Патараки сказал им: "Я вам даю еще два мешочка с золотом, только постройте церковь по больше так как население в селе умножится". Таким образом, благодаря щедрости этого „деда Патараки”, ныне село имеет большую и вместительную церковь. Сын деда Патараки - Николай Хаджиу, которого сельчане звали Кулай Васенка, в начале 60-х годов прошлого века был одним из самых старых в селе и рассказал Владимиру Федоровичу много вещей из истории села и, прежде всего, о церкви. Он был служащим в церкви, а в юности, даже присутствовал при ее освящении. По рассказам деда Кулая, при освящении церкви приехали знатные священники из Измаила, потому, что там находилась Канцелярия Святой Епископии. После ее освящения было принято решение построить то каменное сооружение с крестом на вершине, которое до сих пор еще находится во дворе церкви, и о которой ниже напишу некоторые детали. Из информации полученной от Владимира Федоровича, который, в свою очередь, узнал ее от деда Кулая Васенки, из рассказов моего дедушки Миши, а также из данных найденных в книгах, я установил, что строительство церкви продолжалось не менее 7 лет. Забор был построен спустя 7 - 9 лет после освящения церкви, из пожертвований сельчан. Из надписей, сделанных на воротах, можно с уверенностью утверждать, что забор был построен по частям, а постройка всего забора длилась 2 - 3 года. Часть забора со стороны озера была на несколько метров ближе к дороге, но в 70-х было решено расширить улицу, из-за чего место расположения забора было передвинуто на нынешнее положение. После освящения и до начала 60-х, церковь в Плавни работала нормально, хотя несколько раз оставалась без священника, но не на долгое время. К концу 50-х начало 60-х годов в Советском Союзе укрепляется антирелигиозная политика и закрытие церквей принимает массовый характер. Культовые храмы в деревнях и городах были закрыты, а христиане, которые осмеливались оказывать сопротивление, были арестованы и приговорены к тяжелым тюремным годам. 9 мая 1962 была закрыта и наша православная церковь в Плавни. После закрытия, из церкви были похищены много ценных вещей: кресты, посуда, иконы и т.д. В начале 80-х пытались превратить церковь в музей, но в селе нашлось достаточно людей, которые сумели противостоять этому плану. За 26 лет в Плавнинской церкви, не венчали, не крестили и не проводились службы. Только в 1988 году, после обращения плавнинцев в различные инстанции, разрешили открытие храма. Прежде чем открыть, при поддержке и участии сельчан был сделан капитальный ремонт, как внутри, так и снаружи. Было отреставрировано много икон и надписей. Сегодня Плавнинская церковь с покровителем "Св. Архангела Михаила" действует: венчают, крестят, проводятся различные службы. Плавнинцы имеют возможность ходить на богослужения в сельскую церковь. Священники, которые служили в Плавнинской церкви От освящения церкви и до 1929 года служил священником Захарий Чайковский и певчим - Михаил Чобану (с 1920 – Иван Постолаки). 1 октября 1929 был назначен священником Александр Кеся, уроженец села Плавни. Он служил до установления Советской власти в 1944 году. После Александра Кеся возвращается в село Корецкий Георгий Александрович, который до 1944 года служил несколько лет в Новосельском. Он начинает служить в Плавнинской церкви добровольно (без назначения епископии), и в это время готовит документы для регистрации храма. 21 января 1945 Корецкий Георгий Александрович официально назначен священником в Плавни и служит до 15 декабря 1947 года, когда был арестован и приговорен к 10 годам ссылки в Сибирь. Кроме того, Корецкий Георгий несколько отрезков времени (до армии, после армии и после возвращения из Сибири) служил в качестве певчего. 1 Октября 1957 года был назначен певчим Кеся Дмитрий Степанович, а Корецкий Георгий переведен в Нагорное. С 1947 года, вплоть до закрытия храма в 1962 году, в Плавнинской церкви служили 4 священника: Иван Цветков (3 года), Павел Претуленко (8 лет), а затем его сын Михаил Претуленко (2 года) и Михаил Мунтяну (3 года). После открытия в церкви служили: отец Георгий, Владимир Избаш, Антоний Постолаки, Мариан Гогу, Владимир Паскал, а с 2006 года служит Сергей Oкишор. Сделав клик на этот баннер, можете посетить сайт священника Михаила Постолаки, сына Антония Постолаки. Много времени в детстве и даже в юности, Михаил проводил в Плавни у бабушки с дедушкой, а его отец Антоний Постолаки несколько лет был священником в церкви нашего села. Старая церковь Из 775 церквей, которые русские власти нашли в Бессарабии после 1812 года, только 40 были построены из камня, одна из кирпича, а остальные были деревянными. Сегодня, в Республике Молдова, сохранились только около 30 деревянных церквей, из имеющихся в 1812 году более 700. Как рассказывают старожилы, которые, в свою очередь, узнали от своих предков, в Плавни, до начала строительства кирпичной церкви, почти на том же месте была небольшая деревянная церквушка. С внешней стороны, деревянные церкви в Бессарабии были похожи на обычные крестьянские дома. Основные различия были всего лишь крест на крыше и колокольня. Внутри, церкви были похожи на те которые сделаны из камня. Что касается старой церкви в Плавни, по рассказам деда Кулая Васенки, она была немножко заостренной и напоминала мечеть. У входа был небольшой коридор, а сверху была колокольня. Зал был меньше, чем у нынешней, но, как и сейчас, конечно, проводились венчания, крещения, похороны. Проводились службы и плавнинцы приходили молиться. Принимая во внимание рассказы деда Кулая, который помнил деревянную церквушку еще с детства, и, зная, что Бессарабские церкви были построены по аналогичным принципам, мы можем представить старую церковь, так как показано на рисунке. Biserica Sfinţii Arhangheli, Petruşeni, releveul faţadei Во дворе нашей нынешней церкви, находится каменное сооружение, основа которого имеет форму прямоугольника с крестом на верху. Что это за сооружение? Мнения сельчан различны: одни говорят, что там может быть похоронен священник, другие говорят, что там может быть спрятано нечто ценное, другие же считают, что там спрятано нечто святое и.т.д. У каждого свое мнение. В действительности, эта загадка на много проще, чем мы думаем. Такая конструкция строится на месте алтаря старой разрушенной церкви. Согласно Ветхому Завету, кроме священника никто не имеет право ступать в алтарь, потому что он считается святым местом. По этой причине строятся такие сооружения, которые препятствуют людям ступать на место алтаря. Наше село не единственное, где есть такое сооружение. Таких примеров много во всем православном мире. Не думаю, что плавнинцы сначала разрушили деревянную церквушку, а затем позвали мастеров построить им другую, из кирпича. Как мы уже видели выше, церковь была построена ни за месяц и ни за два, а, по крайней мере, за 7 лет. За эти годы люди должны были иметь место для поклонения. Поэтому, церковь, которую мы имеем сегодня в селе, была построена рядом с деревянной, и на протяжении строительства новой церкви селяне ходили в старую. После того как была открыта новая церковь, старая была разрушена. О том, что это сооружение стоит на месте алтаря старой церкви, рассказал Владимиру Федоровичу и дед Кулай Васенка. Вышеизложенное не является лишь предположением, а фактами из рассказов очевидцев. Таким образом, алтарь деревянной церкви был на месте, где сегодня возвышается каменное сооружение во дворе церкви.